Доска Сегена
Автор статьи: Крыжановская Вера.
Обучающий метод французского психолога и учителя Эдуарда Сегена завоевал популярность во многих странах. На сегодня методика ученого совершенствуется, появляются
различные варианты развивающей доски Сегена в виде рамок Марии Монтессори и игр Лены Даниловой.
Что такое Доска Сегена?
Доска Сегена - это игровое, обучающее детей пособие, которое бывает:
- всевозможных размеров;
- на различную тематику: транспорт, животные, еда, фрукты и овощи, времена года и календари;
- соответственно возрастной категории детей.
Чаще всего пособие выглядит как деревянная доска с вырезанными на ней окошками. В эти прорези вставляются различные вкладки. Изготавливают его из разного материала: дерева, пластика или ткани.
Существуют доски Сегена разных вариантов сложности. В простых играх используются несложные геометрические фигуры. В более сложном варианте в окошки вставляются комбинации фигурок, состоящих из нескольких деталей. Например, квадрат собирается из 2-х треугольников; соединив детали пазла, малыш получает картинку гусеницы, собачки, машинки.
Какую цель преследует методика Сегена?
- исследование и совершенствование наглядно-действенного мышления ребенка;
- выявление способности малыша к осмысленным действиям и обучению;
- Доска Сегена развивает зрительное восприятие, тактильные функции, моторно-зрительную координацию;
- логическое и пространственное мышление;
- стимулирует развитие речи и готовит к дальнейшему освоение письма и чтения;
- прививает начальное понимание цвета и разных форм.
Рекомендации к занятиям:
- В самом начале рекомендуется показать своему карапузу новую игрушку и красочные вставки. Полезно, чтобы детские ручки ощупали контуры доски и деталей, все очертания, углы. Этот прием концентрирует внимание ребенка на игрушке, поможет ему отметить ее особенности.
- После демонстрации переверните доску, чтобы все фигурки выпали на стол или ковер, где вы играете.
- Взрослый должен показать ребенку, как нужно вставлять вкладыш в окошко, а затем вновь перевернуть доску.
- Пришло время малышу самостоятельно попробовать заложить вкладыши. Маме или папе не стоит вдаваться в подробные объяснения и постоянно подсказывать. В противном случае, цель научить малыша самостоятельно принимать решения, анализировать просто не будет достигнута.
- Трехлетнего ребенка можно начинать знакомить с геометрическими фигурами. Не вдаваясь в длинные пояснения, рассмотрите и найдите с маленьким учащимся особенности той или иной фигуры. Отметьте, где имеются углы, а где нет, ровненькие и одинаковые ли бочка у треугольника. Важно, чтобы на ваши простые вопросы малыш отвечал сам.
- Крохе такого возраста стоит купить доски Сегена в усложненном варианте, где вкладки собираются по принципу пазла. Рекомендуется для начала продемонстрировать ребенку пособие, разные детали фигурки. Пускай он понаблюдает, как взрослый соберет красивые фрукты или зверушек на столе, а затем в прорезях. Далее не мешайте малышу самостоятельно справиться с заданием.
- Обязательно похвалите свое чадо за правильно выполненное задание. Обсудите картинку, которую благодаря его стараниям удалось собрать. Например, придумайте сказочную историю о смешных животных, оказавшихся в окошках яркого домика.
Родителям стоит понаблюдать, как малыш вставляет в окошки игрушки.
Если малыш пытается заставить фигурку влезть в непредназначенную для нее прорезь, то помогите ему изучить форму фигурки. Будет полезно начинать играть с вставками, изображающими животных, машинки, домики и т.д. Ведь дети склонны быстрее запоминать все красочное.
Заметив, что карапуз собирает вставки по памяти, неосознанно, родителям стоит пойти на «военную» хитрость. Подсовывайте ему другие фигурки, чтобы поощрить его думать, прибегать к помощи логики. В результате ребенок начнет соотносить ту или иную вставку с конкретным окошком и достигнет осознанного понимания.
Нельзя подгонять играющего малыша, критично комментировать его неправильные решения. Задача родителей - создать благоприятную обстановку, чтобы ребенок с удовольствием решал свои первые в жизни головоломки. Если в таком раннем возрасте он поймет, что задачки – это не муки и скука, а очень интересно и увлекательно, то став взрослым он не утратит любви к познанию, размышлению и будет готов к принятию самостоятельных решений.
условия перепечатки
Другие статьи по теме:
Еще статьи...
|