Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автор статьи: Голованова Алиса.
Каковы первые признаки задержки речевого развития?
Есть этапы доречевого и речевого развития. Доречевое развитие и моторное физическое развитие тесно связаны. Важно эти моменты отслеживать, вести речевой дневник. Первый крик ребенка – это начало речи и первое взаимодействие с миром. Он должен быть сильным, мощным, не похожим на мяуканье котенка. Если здесь были какие-то сложности или проблемы в родах, то нужно держать руку на пульсе. В 3 месяца появляется комплекс оживления: ребенок при виде мамы начинает гулить, махать руками.
В 4 месяца ребёнок длительно гулит.
В 6 месяцев ребенок научился садиться и появляется лепет. В 9 месяцев ребенок уже ползает и появляется вторая фаза лепета, слоговые цепочки: “ба-ба-ба”, “ма-ма-ма”, “па-па-па”…
В год малыш уже пошел и произнес свои первые слова. Начинается речевой период, тут рамки достаточно размытые. Но основные признаки такие: если в полтора года у ребенка нет никаких слов, однозначно уже нужно бежать к логопеду и дальше по списку специалистов. Важно, что в этот период звукоподражание мы тоже считаем словами. К двум-двум с половиной годам должны появиться фразы из серии “мама, дай”, “мама, ням-ням” – существительное + глагол. Обращаю внимание: ждать трех не нужно! Не надо слушать некомпетентных специалистов и соседок! Только вы, родители, несете ответственность за своего ребенка.
Подробнее читайте в статье Оксаны "Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка"
В каком возрасте и в каком случае следует показывать ребенка логопеду? Если ребенок, например, в 4 года немножко картавит или не выговаривает звук «л» — это уже повод идти к специалисту или же можно подождать и «само пройдет»?
Нет лепета в 9 месяцев – уже можно искать хорошего превентивного логопеда.
В 1,5 года нет хотя бы 5-10 слов, в том числе звукоподражаний, необходимо обратиться к логопеду.
В 2,5 года нет фразовой речи, совсем мало слов, общается не словами целиком, а вместо “машинка” говорит “ма”, вместо “молоко” – “ко”, – тогда ждать нечего, надо идти к логопеду. По поводу звуков давайте обозначим периодизацию: к трем годам у ребенка должны быть все свистящие: “с”, “сь”, “з”, “зь”, “ц”; к четырем годам у ребенка должны быть шипящие: “ш”, “ж”, “ч”, “щ”; к 5,5-6 годам должны быть звуки позднего онтогенеза: “л”, “ль”, “р”, “рь”. Замечаете задержку – идем к логопеду. При этом, если в четыре года ребенок , произносит такой характерный горловой звук вместо “р”, то ждать пяти лет не нужно, сразу обращайтесь к логопеду, потому что такой вариант произнесения звука “р” закрепляется, автоматизируется и потом намного сложнее исправить.
Когда родители впервые сталкиваются с этой проблемой — ребенок не говорит — перед ними лежит пропасть вопросов и сложно понять, как действовать, куда бежать. Расскажите, какие первые шаги должен сделать родитель, обнаружив эту проблему?
Как бы банально ни звучал мой ответ, надо в первую очередь обратиться к грамотным специалистам: неврологу, логопеду, остеопату, — и провести диагностику ребенка. Я все чаще отправляю родителей на консультацию к гастроэнтерологу, нутрициологу и психологу, даже к психосоматологу. Обязательно к сурдологу или ЛОР-врачу, чтобы исключить такие проблемы, как тугоухость, нарушение слуха в одном или другом ушке: на это почему-то редко обращают внимание, а в этом может быть причина нарушения речи. Часто к отсутствию речи приводит ряд причин: внутриутробные, родовые травмы, неправильное питание, нарушения микробиоты ребенка, который влияет на мозг и речь, и, конечно, психологические причины. Поэтому надо сразу бежать к высококлассным, неравнодушным специалистам, которые заинтересованы помочь. В условиях поликлиники это сделать практически нереально.
О том, как правильно выстроить стратегию поведения в семье, где есть ребенок с речевыми нарушениями, читайте в статье Оксаны Виноградной "Ребёнок с задержкой речевого развития и правильная семейная стратегия поведения"
Сейчас распространено мнение, что неговорящих детей стало гораздо больше, чем в докомпьютерную эпоху, а планшеты и телефоны сильно влияют на речевые способности детей. Согласны ли вы с этим или речевая задержка имеет совсем другие причины?
Отчасти – да, гаджеты теперь — неотъемлемая часть жизни, и бывает так, что ребенок, еще не научившись говорить, уже сам включает мультики. Но все-таки это только один из факторов, и далеко не основной. Самые важные – это экология, питание, индустриализация, дисфункция сенсорной интеграции. Подчеркну: темповая задержка речи — глобальная психологическая проблема: родители не общаются со своими детьми, дети не видят примера, не понимают, что нужно говорить, чтобы что-то получить. Но никогда, ни один ребенок с отсутствием проблем в неврологической базе не будет безречевым. Он все равно будет повторять слова из мультиков, взаимодействовать с детьми. А гаджеты скорее могут отразиться на качестве речи, на темпе ее развития. ЗРР (задержка развития речи) — это не диагноз, это симптом. Другое дело – такие сложные проблемы, как алалия, дизартрия или диспраксия, где гаджеты не являются причиной, хотя и могут ухудшить ситуацию.
Сегодня многие дети к пяти годам уже обучены чтению, говорят на английском и могут писать. Вы положительно относитесь к такому активному раннему развитию или против того, чтобы детей перегружали занятиями?
К сожалению, это просто бич современного общества, мамы соревнуются друг с другом, начинают с ребенком учить языки, математику, учиться читать, когда это совершенно не нужно. Многие мамы неправильно воспринимают понятие “раннее развитие”: вы можете развивать чувственный, эмоциональный интеллект ребенка, моторные навыки, физическое развитие. А обучение желательно с 5 лет, в идеале с 6.
Конечно же, психологи, логопеды, неврологи, все неравнодушные, хорошие специалисты, кричат на каждом углу о том, что не нужно издеваться над детьми: есть сензитивные периоды развития ребенка, и в дошкольном возрасте - это точно не обучение
Развивается левое полушарие головного мозга (оно отвечает за знаковую систему) – «обкрадывается» правое: творческая и эмоциональная стороны личности ребенка. В последствии очень сложно ребёнку восстановить баланс.
Также специалисты отмечают, что раннее обучение ребенка чтению и математике вредит его нервной системе. Она быстро перегружается и в результате ребенок рискует получить заикание.
Дорогие родители, ребенку это не надо! Пусть у него будет детство!
Расскажите про авторские пособия «Говорюша», автором которых вы являетесь. В чем их особенность? Кому они будут полезны?
Пособия “Говорюша” я в первую очередь делала для своего сына, потому что не только как специалист, но и как мама столкнулась с этой проблемой – отсутствие речи у ребенка, нарушение речевого развития, нарушение темпов речи. Нам с ним многое удалось сделать, пособия замечательные, очень мотивационные, предназначены для запуска речи у неговорящих детей и для артикуляционной гимнастики. Они полезны не только специалистам, но и мамам: в блоге достаточно много роликов о том, как их использовать, много разных игр, вариантов, примеров.
“Говорюша” – это такая пластиковая девочка-кукла формата А3 и комплект ротиков-артикуляций и картинок, которые крепятся к ней липучками. Ее можно погружать во все емкости, гидрогель, аквагрунт, взять с собой на море, принести в детский сад. Потом еще появился братик – мальчик тоже формата А3 со своим набором картинок. И еще обезьянка Чичи с таким же функционалом. Как показывает опыт, кукол предпочитают детки постарше, а малыши любят обезьянку. Детки с особенностями тоже любят эти пособия: они яркие, очень удобные и нестандартные.
Какие еще логопедические игры и тренажеры вы чаще всего используете в работе? А какие было бы полезно иметь дома, где есть неговорящие дети?
У меня за плечами уже 12 лет практики, поэтому дома огромное количество пособий: все логопеды немножко страдают этой «болезнью», мы очень любим разные пособия, постоянно их меняем. Я покупаю пособия и в путешествиях, и в хозяйственных отделах, и в магазинах «все для сада» – где хотите! В умелых руках любой предмет превращается в логопедическое пособие.
А что касается рекомендации домашних пособий – я рекомендую обратиться к специалисту, чтобы он подобрал необходимый комплект, подходящий именно для Вашего ребёнка.
Главное, храните его в отдельной «волшебной» коробочке и убирайте ее высоко наверх, чтобы ребенок не играл с этим постоянно. Пусть это будет момент волшебства, когда вы достаете эту красивую коробку, например, со шкафа.
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития можно прочитать в отдельной статье.
Кроме постановки звуков, чем еще занимается логопед? Например, грамотное письмо, мимика — это тоже сфера логопеда?
Логопед получает своё образование в педагогическом ВУЗе, на дефектологическом факультете. И становится дефектологом, который занимается коррекцией.
Любой квалифицированный логопед знает функциональное и анатомическое строение нервной системы, знаком с неврологическими и психиатрическими нарушениями, знает не только внешнюю сторону речи, но и механизмы ее восприятия и порождения.
Род деятельности логопеда зависит от того, где он работает: в больнице, в детском садике, в школе или в специализированном реабилитационном центре. То есть логопед не только ставит звуки, но и занимается, например, с людьми после инсульта (логопед- афазиолог), помогает восстановить утраченную речь, работает с дисфагией – нарушением глотания, жевания, с дисфонией – нарушением голоса, еще есть заикологи, которые работают с заиканием, логопеды-дизартрологи. Всех этих логопедов можно назвать клиническими или нейрологопедами.
Поэтому логопед не только ставит звуки.
Такое понятие как «каша во рту», когда ребенок говорит, но ничего нельзя разобрать, — можно ли это решить с помощью занятий и какие применяются упражнения?
Да, можно, но зависит от ряда факторов. Такая ситуация очень часто присуща детям с дизартрией: ребенок вроде бы говорит и слоговую структуру сохраняет, но при этом ничего не понятно. Решение будет зависеть от степени выраженности дизартрии и от ее формы: чем сильнее выражена дизартрия, тем больше специалистов необходимо подключать. Это и физиопроцедуры, и медикаментозное подкрепление от невролога, и логопедический массаж,и артикуляционная гимнастика. Крайняя степень – это анартрия, которая часто бывает у детей с детским церебральным параличом.
До какого возраста есть шанс восстановить до нормы речь ребенка с алалией?
Алалия бывает сенсорной и моторной , и разной степени выраженности. Однозначно, Чем раньше начать работу с алалией, тем результат будет лучше. Понимаете, ребенок с алалией никогда не будет отличником по русскому языку, но скорректировать ситуацию до того состояния, что окружающим алалия у ребенка заметна не будет, можно.
Правда ли, что занятий с логопедом не достаточно, чтобы исправить дефекты речи и обязательно нужно активное участие родителей в выполнении домашних заданий?
Здесь все зависит от того, с чем приходят к логопеду. Но, конечно, один логопед в поле не воин. Даже совершенно несложный случай с постановкой звука “р”, бывает, растягивается на несколько лет работы, если нет мотивации у ребёнка и его родителей. Родители должны принимать самое активное участие в коррекции речи у детей. Обязательно вместе выполнять домашнее задание. Если у ребенка серьезное речевое нарушение, то, заниматься необходимо каждый день. Допустим, три раза малыш ходит к логопеду, а четыре раза мама с ребенком дома повторяет и автоматизирует навык. Понимаете, должен быть союз: родители и логопед.
О чем ваши образовательные проекты “Говорю.ру” и “Мама должна знать” и кому они будут полезны?
Проект “Говорю.ру” посвящен информированию родителей о том, когда и на что обратить внимание, как принять, если у ребенка случилось речевое отклонение, к каким специалистам идти, что нужно делать. Это телеуроки, видеопримеры того, как заниматься с ребенком, как вызывать речь. Этот проект полезен всем родителям, но особенно тем, которые живут там, где не хватает специалистов. Курс “Мама должна знать” я сделала для того, чтобы показать многообразие факторов, влияющих на развитие речи у детей. Я призываю и специалистов, и родителей смотреть на проблему шире: обращать внимание и на психологический, и на биологический аспекты, и на кинезиологический. Например, что сегодня едят наши детей – это просто катастрофа. Я за холистический подход в логопедии.
Что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку с речевыми проблемами, а чего ни в коем случае нельзя делать?
Очень важно понимать, что послужило толчком речевого нарушения, найти своих специалистов. Порой очень сложно распутать клубок причин и докопаться до истины, но при совместной работе неравнодушных специалистов это возможно. Бывает, нужно подключать нейропсихолога, психолога, нутрициолога, гастроэнтеролога, невролога, остеопата. Хочу еще отметить такой момент, как речевой негативизм у ребенка: это бывает с детьми, и очень сложно их уговорить что-то сделать. Тут важно перестать говорить слово “скажи”: “скажи “мама””, “скажи “машина””… просто убрать из речи всех членов семьи слово “скажи”, потому что на него детки с трудностями речевого развития реагируют очень плохо, оно вызывает обратный эффект. Поддержка очень важна: когда родители не сравнивают ребенка с другими детьми, когда они в него верят, когда трудятся выполнять вместе с ним домашнее задание.
Но главное – родителям нужно верить в своего ребенка, поддерживать его и знать, что все обязательно получится.
Логопед Оксана Виноградная в соцсетях:
Instagram
Youtube
условия перепечатки
Другие статьи по теме:
Еще статьи...
|
|