требуется автор статей | обратная связь | карта сайта

Happy-kids.ru - для детей и их родителей
Развитие
Советы психолога
Математика и логика
Методики раннего развития
Развивающие игрушки
Развитие мелкой моторики
Особенные дети
Чтение и письмо
Окружающий мир
Творчество
Музыка
Раскраски
Поделки с детьми
Сценарии кук. спектаклей
Загадки
Загадки про игрушки
Загадки о растениях и животных
Загадки о явлениях природы и окружающем мире
Развлечения и отдых
Подвижные игры
Настольные игры
Анекдоты для детей
Детские праздники
Подарки детям
Досуг с детьми
Стихи и сказки
Английский язык
Басни
Притчи
Сказки
Скороговорки
Стихи
Считалочки
Песни
Песни из кинофильмов
Детские песни
Колыбельные
Песни из мультфильмов
Детские фразы и рисунки
Готовят дети!
Детские рисунки
Детские высказывания
В помощь родителям
Полезная информация
Рождение ребенка
Присоединиться Вконтакте




Мобильная версия сайта

Главная > Развитие > Развитие речи > Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка

Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка

Рассказывает логопед и автор логопедических пособий для неговорящих детей Оксана Виноградная

Родителям важно знать сроки нормального психомоторного и доречевого развития ребёнка. Чтобы они внимательно следили за развитием своего малыша, создавали наиболее благоприятные условия для него, не пропустили каких-либо отклонений.

Все мы знакомы с мнением «каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме». Считается, что отставание в формировании определённых навыков на месяц или меньше по сравнению с календарём психомоторного развития от ВОЗ (от рождения до года) не означает проблем со здоровьем. Но тем малышам, у которых наблюдается задержка более 1 месяца, показано обследование у невролога.

Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Эмоционально-личностное общение матери с ребёнком - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития, важнейший фактор становления речи! Отмечу важность тесной взаимосвязи между развитием моторики, сенсорных функций, речи и эмоций, а также важность последовательности появления ведущих умений у детей первого года жизни.

Как вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Например, часто родители радуются тому успеху, что их ребёнок пропустил ползание и сразу пошёл. В дальнейшем таким детям приходится много ползать на занятиях с нейропсихологом.

Предлагаю ознакомиться с примерной программой развития ребёнка младенческого возраста

  • К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — в дневное. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребёнка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребёнка на живот, побуждая приподнимать голову. Крик ребёнка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врождённых нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребёнка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлинённым выдохом.

  • С конца периода новорождённости до 3 мес. увеличивается длительность бодрствования. Ведущим в развитии ребёнка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. Развивается умение сосредотачивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. На 3-м месяце формируется комплекс оживления. Наблюдаются удерживание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упор ног.

  • В возрасте 4 - 6 мес ведущим умением является развитие движений руки: умение брать, держать, манипулировать, к 5 мес - акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес ребёнок сам берет игрушки и манипулирует ими. В 4 мес ребёнок длительно гулит, к 5 мес это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. К 5 - 6 мес ребёнок начинает произносить согласные звуки (губные, нёбные) и первые слоги. В 6 мес ребёнок по звучанию узнает своё имя. К 6 мес ребёнок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается ножками при поддержке под мышки.

  • В возрасте 7 - 9 мес длительность бодрствования увеличивается до 2 — 2,5 ч, ребёнок переходит на режим с тремя периодами дневного сна. Ведущим в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего овладение ползанием. К 7 мес ребёнок хорошо ползает. К 8 мес происходит скачок в развитии движений - ребёнок приобретает вертикальное положение, умеет садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась, вдоль барьера. В этот период ребёнок начинает понимать речь взрослого.

  • К 7 мес ребёнок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в постоянном месте, неоднократно показываемый и называемый ему. К 8 мес он находит по слову взрослого несколько предметов, начинает выполнять по просьбе простые действия. К 9 мес он понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, используя при этом указательный жест, знает своё имя, даёт игрушку, находящуюся у него в руках.


  • В возрасте 10 — 12 мес под влиянием понимания речи у ребёнка усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес он учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Координируются движения рук. Ребёнок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой. Его действия становятся устойчивыми: он стремится к достижению цели, радуется полученному результату. Появляются предпосылки игры. Также совершенствуется понимание обращённой речи: увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела и др.

    Ребенок может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова "можно", "нельзя". Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребёнок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. К году ребёнок произносит около 10 простых, облегчённых, "лепетных" слов, которыми он начинает обозначать определённые понятия.

Данная программа написана по материалам следующих авторов:

Логопед Оксана Виноградная в соцсетях:

  • Instagram
  • Youtube

    Поделиться:


    Другие статьи по теме:

    Еще статьи...

    Присоединиться Вконтакте
  • © 2006-2020 www.happy-kids.ru

    обратная связь | карта сайта

    Переключиться на полную версию сайта