Ребёнок с задержкой речевого развития и правильная семейная стратегия поведения
Рассказывает логопед и автор логопедических пособий для неговорящих детей Оксана Виноградная
С того момента, как взрослые поняли, что ребёнок отстаёт в речевом развитии, они должны:
- Незамедлительно обратиться к грамотным специалистам: неврологу, нутрициологу, психологу/нейропсихологу, остеопату, логопеду, сурдологу.
- Забыть слово «СКАЖИ», чтобы избежать речевого негативизма. Это слово можно заменять, например, фразой: помоги маме назвать или давай вместе и т.д.
- Перестать сравнивать своего ребёнка с остальными детьми, можно и нужно сравнивать только с самим собой.
- Обращаться к ребёнку короткими и понятными фразами, не бойтесь их повторять.
- Поощрять любую речевую реакцию, ведь намного проще научить говорить ребёнка, который не может, но хочет!
- Говорить, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
- Давать ребёнку больше времени на ответ, обязательно ждать именно речевой активности, даже если это будет просто звук или слог, при этом нужно похвалить малыша, сказать какой он молодец, но при этом озвучить правильное слово.
- Для овладения речевой деятельностью родители должны заниматься с ребёнком и создавать благоприятную речевую среду дома. Но скорее всего основной трудностью для родителей станет нежелание ребенка заниматься
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Рекомендую:
- Разделить все игрушки на 2 коробки: для свободной игры и для занятий. Вторую коробку лучше поставить в недоступное место.
- Завести дневник речи, так проще разглядеть успехи своего ребёнка.
- Следить, чтобы ваша речь была эмоциональной, произносите звуки и слова четко.
- Развивать понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ….», «Покажи где…», «Принеси…». Опирайтесь на то, что ребёнку доступно.
- Накапливать пассивный словарь, особенно глаголов! Для этой цели прекрасно подойдёт фотоальбом, в котором ребёнок изображает все действия сам.
- Для проговаривания подбирайте речевой материал по возможностям ребёнка. Сначала просите ребёнка повторять за Вами слова из двух слогов (ваза, лапа, каша, муха и и.д.)
- В занятия обязательно включайте игры и задания на развитие сенсорного воспитания.
Особенно хочется отметить развитие слухового восприятия.
- Обязательно включайте игры на развитие правильного речевого дыхания, голоса (его силы высоты); артикуляционной и мимической гимнастики (как активной, так и пассивной)
- Включайте игры на координацию речи с движением.
Знайте: регулярные занятия, ваши усилия и терпение обязательно принесут положительную динамику!
Помните: вы самые лучшие, любящие и заботливые родители, и у вас обязательно все получится
Логопед Оксана Виноградная в соцсетях:
Instagram
Youtube
Другие статьи по теме:
|
|