Монтессори-среда
Автор статьи: Анастасия Болдырева.
Развивающая среда – это окружение, способное само по себе развить у ребенка интеллектуальные и творческие качества, привить ему самостоятельность, способность принимать решения, делать выбор.
Поскольку понятие было введено именно Марией Монтессори, часто можно встретить термин «Монтессори-среда» для его обозначения.
Материалы для создания этой среды обычно разнообразны настолько, что в течение целого дня дети перемещаются от одного к другому, находя для себя интересные занятия: застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки, открывать и закрывать щеколды, подбирать рамки для вкладышей, заплетать косички из шнурков, завязывать банты, стирать кукольную одежду, сортировать мелкие детали…
Круг занятий настолько широк, что заскучать малыши просто не успевают. Игрушки Монтессори подготавливают ребенка к взаимодействию с реальными бытовыми предметами: застежками на рубашке, шнурками на ботинках, шпингалету на двери. При этом незаметно, как бы исподволь, происходит развитие всех познавательных сфер и мелкой моторики.
Хлопок, дерево и металл
Особенность Монтессори-материалов еще и в том, что они являются безопасными во всех отношениях: сделаны из натурального сырья, имеют закругленные углы, мелкие детали фурнитуры тщательно прикреплены к основе. Для концепции свободного развития важно, чтобы взрослый принимал минимальное участие в процессе, поэтому любые запреты и предупреждения с его стороны исключены.
Если вы впервые увидите игры Монтессори, то, возможно, будете удивлены тем, насколько они приближены к реальному быту. Это может создать обманчивое впечатление простых вещей. Можно подумать, для чего все эти приспособления, проще дать ребенку рубашку – и пусть застегивает, или ботинки – и пусть завязывает. На самом деле все не так просто.
Рубашку в процессе застегивания малыш может помять или даже испачкать, ее надо расправлять, и интересный процесс застегивания дополняется кучей неудобств. Редкая мама будет смотреть, как вещь подвергается «мучениям» в процессе. А вмешиваться нельзя!
Если же рубашка старая и ненужная, то стоит натянуть ее переднюю часть на рамку – и пособие Монтессори для мелкой моторики готово. Если таких рамок несколько – их можно компоновать, соединяя в комплексы.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие по Монтессори актуально для всех возрастов от рождения до школы, но наиболее важным оно является во младенчестве. Именно в этот период, не зная слов, не понимая смысла речи, ребенок познает мир на уровне ощущений.
Он накапливает сенсорный опыт, делает выводы относительно разных предметов, насколько они приятны, стоит ли снова прикасаться к ним или лучше избежать. Чем больше разных текстур в это время будет доступно малышу, тем быстрее будет развиваться его психика. Любознательность заложена в крохе природой: ему все нужно схватить, пощупать, попробовать на вкус.
Идеальными игрушками станут мешочки с различным наполнением: песком, крупами, бусинами. Мешочки должны быть крепко зашиты со всех сторон, а наполнитель соответствующим Интеллект развивается непрерывно, начиная с рождения ребенка. Некоторые дидактические материалы Монтессори особенно стимулируют этот процесс. Например, популярные рамки-вкладыши или сортеры. Ребенок учится соотносить сначала форму, потом размер, потом совокупность параметров.
Одной из разновидностей вкладышей являются цилиндры Монтессори: разные по диаметру деревянные цилиндры, которые необходимо вставлять в соответствующие отверстия. Такая игрушка дает ребенку представление еще и о том, что в большие отверстия меньший цилиндр вполне поместится, а в самое маленькое можно вставить только один: самый тонкий.
Развитие речи
Среди Монтессори-материалов найдутся игры для любого дошкольного возраста, от полугода и до 7 лет. Речь развивается параллельно остальным психическим функциям, особенно тесно она взаимосвязана с мелкой моторикой. Чем более развиты у ребенка пальцы рук, тем лучше будет в его речевое развитие. Для этих целей среди занятий по системе Монтессори есть комплексы мелких деталей, которые нужно сортировать, одновременно задействуя и моторику, и логику.
Монтессори для каждого
Не у каждого родителя есть возможность определить ребенка в детский сад, работающий по этой системе, водить его в соответствующий детский клуб или создать полноценную монтессори-среду у себя дома. Но элементы программы можно использовать в каждой детской.
Те же рамки-вкладыши доступны каждому. Игрушка очень прочная, долговечная, может прослужить не одному поколению детей. Мешочки с крупами или другими наполнителями вообще можно сшить самостоятельно – ничего сложного в этом нет.
Самое важное – разнообразие ощущений, впечатлений, занятий и свободный выбор ребенка.
условия перепечатки
Другие статьи по теме:
Еще статьи...
|