Ребенок не играет с игрушками
Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).
Ребенок не играет с игрушками
Распространено такое мнение, что для счастья ребенку просто необходимы игрушки! И чем больше, тем лучше. А пока взрослые продолжают верить в это, малыши, оставив в стороне коробки с куклами и машинками, вдохновенно перебирают на кухне ложки или мастерят собственную Вселенную из обрывков бумаги. Нормально ли это, что ребенку неинтересны игрушки? Что делать в таких ситуациях?
Для чего нужны игрушки?
Игрушки были придуманы взрослыми до того, чтобы ребенок развивался, не прикасаясь к некоторым предметам взрослого обихода, часть из которых могла бы нести ему угрозу. Например, веретено имело острые концы, поэтому малышкам дарили детское веретенце. Когда мать и старшие сестры садились прясть, младшие девочки могли принимать участие в работе, чувствуя себя причастными к общему семейному делу.
Подобную роль в современном мире выполняют игрушечная посуда, бытовая техника. Мама гладит белье настоящим утюгом, а рядом малышка делает то же самое с одеждой для кукол: в ход идет игрушечный утюжок. Мама готовит обед – тут же будущая женщина складывает в маленькую кастрюльку пластмассовые овощи.
Когда я вырасту, я буду мамой…
Важную роль имеют игрушки и для репетиции социальных ролей, основной из которых во все времена для женщины считалась роль матери. Материнский инстинкт просыпается в девочках довольно рано, и сферой его приложения становятся куклы-пупсы, от простых, с набивным тельцем, до интерактивных, с имитацией физиологических функций.
И хотя говорящие, пьющие молоко и отвечающие на прикосновение поворотом головы куклы вызывают больший интерес изначально, когда батарейки впервые сядут, их редко заменяют новыми. Кукла используется как модель малыша, и неважно, что она не говорит и не шевелится: все это детское воображение проделает за нее.
Яркие… и скучные
Внимание детей устроено таким образом, что оно быстро привлекается и недолго задерживается. На это и рассчитана индустрия игрушек. Дизайнеры разрабатывают, а производители выпускают бесчисленные вариации на тему популярных мультфильмов и сказок. Век таких игрушек недолог: появляются новые, еще более интересные, а потом новые, новые… Старые становятся не нужны.
Простор для воображения
Подробно детализированные игрушки имеют короткий век. Поскольку роль их одна, конкретная. Фея цветов может быть только феей цветов и никем больше. Полицейский всегда останется полицейским. В игре с ними не задействуется основное, чем мыслит ребенок – образы. Все определенно и предопределено.
То ли дело – скрученный лоскуток. Он может изображать все, что угодно: от младенца до предмета интерьера. Или обычная посуда, не игрушечная, а самая настоящая. Кастрюли, банки для сыпучих продуктов, ложки, миски и тазики, все это с восторгом раскладывается друг в друга, гремит и звенит. Все одушевляется детской фантазией.
Что делать, если ребенок не играет игрушками
Лишние игрушки стоит просто убрать. Хотя бы на полгода. А потом предоставить ребенку возможность в них покопаться, выбрать несколько самых интересных. Фактор новизны сработает снова, и надоевшие когда-то куклы и машинки снова на время станут востребованными.
А если игрушки вообще не интересуют малыша, то и не стоит настаивать. Значит, воображение маленького человечка настолько велико, что способно из бытовых вещей создавать и героев для своих игр, и обстановку для них.
Возможно, в вашем доме растет будущий сказочник или мультипликатор, режиссер или художник. Попробуйте дать такому ребенку в руки краски или пластилин. С большой долей вероятности, они заинтересуют его куда больше традиционных игрушек.
условия перепечатки
Другие статьи по теме:
Еще статьи...
|