Нужны ли карманные деньги детям?
Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).
Деньги и дети - сложная тема. Нужны ли карманные деньги детям? Сколько карманных средств следует выделять ребенку? Использовать фиксированную сумму или учитывать заслуги и проделки при назначении денежного довольствия? Попробуем ответить на эти вопросы.
Карманные деньги: за и против
В России отношение к деньгам в принципе отличается от европейского. Также отличается и уровень финансовой грамотности среднего россиянина и европейца или американца. Надо сказать, что сравнение будет не в нашу пользу: так уж повелось, что деньги для наших соотечественников, особенно старшего поколения, были чем-то второстепенным. В результате многие люди сами загоняют себя в нищету, кредитные ловушки, и вынуждены компенсировать единожды проявленную страсть к необдуманным покупкам годами изнурительного труда.
На западе финансовой грамотности уделяется гораздо большее значение, поэтому и вопрос с карманными деньгами для детей не стоит – там это распространенная практика. Дети учатся распоряжаться средствами вплоть до того, что отдают родителям 20% доходов в качестве «налогов» и с подросткового возраста откладывают часть карманных денег на счет в банке – на свое будущее образование.
В России деньги у ребенка часто воспринимаются как повод совершить какую-нибудь ненужную покупку или фактор риска: их могут отнять, за них могут побить. Да и смысла в карманных деньгах для ребенка многие родители не видят: все равно все покупки оплачивают мама с папой. Однако, если не давать финансовой свободы ребенку, то взрослому ее и не захочется: так и будут родители кормить сначала подростка, а потом и взрослого дитятку вместе с его новой семьей, отдавая часть своей скромной пенсии «молодым», которые сами себя обеспечить не способны.
Таким образом, выдача карманных денег ребенку – это не прихоть и не «веяния моды» - это инвестиции в его финансовую грамотность и дальнейшую успешность по жизни. Поэтому все больше родителей склоняется к тому, что давать надо. Но сколько и с какого возраста?
Сколько карманных денег давать ребенку?
Этот вопрос должен решаться индивидуально. Учитывается и финансовое положение семьи, и реальные потребности ребенка. Одно дело, если единственное место, где он может потратить деньги – это школьная столовая, другое – если ему приходится ездить по городу на общественном транспорте без проездного, оплачивая проезд и приобретая расходные материалы для занятий в различных кружках.
Средняя сумма карманных денег для ученика младших классов – от 50 до 200 рублей в неделю. Это деньги, которые выдаются вне зависимости от оценок, поведения и помощи по дому – стабильная фиксированная сумма, служащая исключительно для обучения обращению с финансами.
Сколько карманных денег давать подростку? Здесь надо хорошо представлять себе, как и где он проводит время, куда деньги могут быть потрачены, не принесут и они больше вреда, чем пользы, если подросток, например, попадет в нежелательную компанию, которая будет его «доить». В больших городах с развитой сетью безналичных платежей можно как вариант использовать банковскую карточку с фиксированным лимитом трат на неделю или месяц. СМС-оповещения о покупках ребенка будут приходить на телефон родителей.
Штрафы и премии
Большинству российских родителей далеко до практики родителей немецких или французских, которые сразу же, выдав ребенку его еженедельное довольствие, забирают 20% обратно в качестве «налога». Таким образом детей приучают к тому, что не весь их заработок принадлежит им – часть нужно отдавать государству.
Однако можно ввести систему премий и штрафов. Вы можете доплачивать ребенку за хорошие оценки, спортивные достижения, помощь по дому и т.д. и штрафовать за плохие оценки и неподобающее поведение. Такую систему сложно вывести абстрактно, не понимая нужд конкретной семьи и ее первоочередных задач. Иногда эта система работает эффективно, иногда – не работает вовсе, это зависит от личности ребенка и последовательности взрослых во внедрении подобных мер.
Психологи не видят ничего плохого в том, чтобы вознаграждать ученика деньгами за хорошую учебу: ведь это аналог премии на работе за высокую производительность труда и достижения в профессиональном плане. Ребенок, привыкший, что за пятерки ему доплачивают, будет стараться учиться лучше, а впоследствии, лучше работать. Значит, одним хорошим специалистом своего дело будет больше.
Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Многих родителей останавливает то, что они не доверяют своим детям в плане трат. Мол, дашь ему 100 рублей, так в тот же день все будет потрачено на всякие вредности: чипсы да газировку. Поэтому денег предпочитают не давать вообще либо конкретно на что-то: на воду, на кино, на проезд. Такая практика не позволит ребенку научиться планировать, а ведь наша цель именно в этом: сделать малыша самостоятельным в планировании и расходовании средств.
Первые карманные деньги будут потрачены на ерунду: с этим стоит просто смириться. И радоваться, что ваш ребенок спустил на жвачки и лимонад свои первые карманные деньги, а не, например, первую свою зарплату. На то, чтобы научиться планировать и экономить уйдет какое-то время.
Ребенок начнет задумываться о том, что раньше проходило мимо него: о ценах, о способах купить понравившуюся вещь дешевле, о вариантах дополнительного получения доходов. Все это необходимо для взрослой жизни, так что – пусть учится.
Со временем покупок, совершенных под влиянием момента, будет все меньше, запланированных трат – больше. Дети, знающие цену деньгам, бережнее относятся к своей одежде, школьным принадлежностям, семейному имуществу. От этого выигрывают все члены семьи.
Выработать навыки обращения с финансами помогут и экономические настольные игры.
Как правило, людьми используется одна и та же стратегия поведения как в жизни, так и в играх, поэтому и игровой опыт может быть перенесен на реальную жизнь.
условия перепечатки
Другие статьи по теме:
Еще статьи...
|