Игры на развитие речи у детей
Автор статьи: Елена Виноградова.
Современные родители довольно часто готовы сделать для своего ребенка «все», понимая под этим лучшие игрушки, книжки, одежду и образование. Но в погоне за всем этим в процессе зарабатывания денег они забывают о необходимости прямого общения с самим малышом, о таких простых, но необходимых играх, которые не только помогут ребенку почувствовать себя любимым, но и помогут ему быстрее развиваться…
Чтобы дети начали раньше говорить и правильно произносили звуки, существуют различные упражнения для речи, которыми можно заниматься с младенческого возраста.
Пальчиковые игры и массаж ручек
Помните, как много народных прибауток и игр связано с пальчиками? Да взять ту же «Сороку-ворону»! Еще в середине прошлого века ученые выяснили, что «проекция кисти руки – это еще одна речевая зона мозга» и следует рассматривать её как орган речи подобный артикуляционному аппарату.
Именно поэтому важно уже с 3-4 месяцев начинать делать ребенку массаж ручек: по 2-3 минутки разминая и поглаживая ладошку, расправляя пальчики. С полугода можно начинать играть в «Сороку-ворону», чуть позднее катать камушки и пересыпать в ручках кинетический песочек.
Развитие речи в год подтолкнут ладушки и множество потешек :
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
А с этим пальцем что делал? (большой пальчик поочередно соединяют с каждым пальчиком)
Взрослый по одному показывает на все пальцы одной руки, а пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.
Дети постарше могут развивать мелкую моторику с помощью:
- теста для лепки, полимерной глины или пластилина;
- «сенсорной коробки», в которую кроме разных видов круп мамы добавляют красивые пуговицы и мелкие игрушки;
- теневого театра, когда только кистью руки можно сделать «собачку» или другие фигуры.
Логопедические игры на артикуляцию
Игры для развития речи у детей, уже умеющих говорить, направлены на разработку артикуляционного аппарата и правильную постановку звуков. Существуют специальные «шпаргалки для мам» с уроками логопеда , которые помогут формировать правильную и грамотную речь.
Родителям важно помнить, что как бы их не умилял детский лепет не стоит ему подражать и «сюсюкать» с ребенком, наоборот речь взрослого должна служить образцом для подражания. Именно поэтому, разговаривая с малышом необходимо стараться использовать простые понятные ему слова и четко выговаривать их (иногда маме даже рекомендуют использовать яркую помаду на губах, чтобы кроха непроизвольно наблюдал за правильной артикуляцией). Произнесение скороговорок и чистоговорок помогает ребенку разработать необходимый звук:
На «Р» подходит всем известная «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет»
На сонорные звуки (М, Л, Н) подходит «На мели мы лениво ловили налима, на мели мы ловили линя…»
На шипящие «шла Саша по шоссе и сосала сушку»
Развитие речевого дыхания
Многие речевые игры направлены на развитие правильного диафрагмального дыхания: ведь без плавного долгого выдоха ребенок не сможет хорошо разговаривать, будет глотать окончания слов или «захлебываться» звуками.
Выработать правильное речевое дыхание довольно просто, если обеспечить ребенка свистулькой, дудочкой, флейтой или другими игрушками «духовыми музыкальными инструментами». Тем родителям, которые устают от громких звуков можно порекомендовать следующие игры для развития речевого дыхания:
- выдувание мыльных пузырей через соломинку – прекрасно тренирует плавность и длину выдоха;
- задувание пламени свечки учит контролировать силу выдоха;
- вспомни и пропой песенку (задается тема для песен, например, «Песни про зиму» и игроки по очереди поют разные песенки про зиму. Снег, новый год и пр.). Пение помогает контролировать длину и силу выдоха.
Развитие речи в дошкольном и младшем школьном возрасте
Это возраст, когда дети уже умеют хорошо говорить, но им необходимо расширять словарный запас не только с помощью новых понятий, но и увеличивая формы слов (вводя в речь слова в разных падежах, причастия, деепричастия, уменьшительно-ласкательные и пр.). Множество игр можно построить на ситуации «вопрос-ответ». Например, взрослый кидает мячик и:
- задает ребенку вопрос «У тигра ?» – ребенок отвечает «тигренок», «У собаки?» - правильный ответ не «собачонок», а «щенок». (И так далее: поросенок, верблюжонок, ягненок…)
- просит подобрать однокоренные слова к определенному слову. Например, к слову «круг» ( кружок, круглый, округлость, кругом…)
- произносит обобщающее слово, например, «овощи». А ребенок начинает называть отдельные овощи: капуста, свекла, морковь, картофель …
- дает слово, которое ребенок должен произнести ласково: дом – домик, ложка – ложечка, зеркало - зеркальце
Среди всего многообразия игр каждый родитель выбирает то, что ему кажется наиболее подходящим для своего ребенка. Однако стоит помнить, что развитие речи у детей - процесс постепенный и не стоит его форсировать, заставляя малыша заниматься, когда он еще не готов или активно противиться этому.
Комплексный подход дает большие результаты, чем редкие однобокие занятия, поэтому всегда лучше играть, не акцентируя внимания на предполагаемом результате. И еще один важный момент, который стоит учитывать взрослым: как бы много с ребенком не занимались мама с папой, иногда ему требуется помощь специалиста - логопеда, стоматолога или отолоринголога.
условия перепечатки
Другие статьи по теме:
Еще статьи...
|