требуется автор статей | обратная связь | карта сайта

Happy-kids.ru - для детей и их родителей
Развитие
Советы психолога
Математика и логика
Методики раннего развития
Развивающие игрушки
Развитие мелкой моторики
Чтение и письмо
Творчество
Музыка
Раскраски
Поделки с детьми
Сценарии кук. спектаклей
Загадки
Загадки про игрушки
Загадки о растениях и животных
Загадки о явлениях природы и окружающем мире
Развлечения и отдых
Подвижные игры
Настольные игры
Анекдоты для детей
Детские праздники
Подарки детям
Путешествуем с детьми
Стихи и сказки
Английский язык
Басни
Притчи
Сказки
Скороговорки
Стихи
Считалочки
Песни
Песни из кинофильмов
Детские песни
Колыбельные
Песни из мультфильмов
Детские фразы и рисунки
Готовят дети!
Детские рисунки
Детские высказывания
В помощь родителям
Полезная информация
Рождение ребенка
Присоединиться Вконтакте




Мобильная версия сайта

Главная > Развитие > Развитие речи > Как научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить

Автор статьи: Ксения Кокорева.

Речь – это один из важнейших этапов взросления ребенка, переломный момент раннего детства и толчок к развитию памяти воображения. Все мамы с нетерпением ожидают первых слов своего малыша и делают все, чтобы научить ребенка говорить. Это правильно, ведь без участия взрослых овладение речью невозможно.

Взрослые составляют слова из произнесенных ребенком звуков и сочетаний, взрослые создают связь между набором звуков «м-а-м-а» и человеком, наконец, именно взрослые формируют потребность ребенка говорить.

Рассказ одной мамы. «Мама моя месяц просила внучку: "Ну скажи "ба-ба", ну скажи "ба-ба" - молчит.
Сегодня такой диалог:
Я: Нет, на ручки я тебя не возьму.
Дочь: А?
Я: Ты только покушала, нельзя!
Дочь: (очень отчетливо, смотрит на мою маму) Баба! Баба! (сморщивает мордочку, как перед плачем) Ба-ба-а-а!
Водружается к бабушке на руки и победительно ухмыляется».

Самым органичным способом научить ребенка чему-либо, не обязательно, речи, является игра.

Игры на развитие речи для самых маленьких

«Перекличка». Как только малыш начинает произносить первые звуки, повторите их. После небольшой паузы малыш, как правило, снова затянет «а-а-а» или «у-у-у». Во время его передышки предложите ребенку новый звук, который он еще не произносил. Постепенно переходите к слогам и их комбинациям. «а-а – а-ба – ба-ба – бу-ба – ба-бу – бу-бу – бум-бум». Игра полезна для развития подражания, формирует речевой слух, тренирует произношение.

«Что это?». Возьмите малыша на руки, пройдите с ним по комнате, называя предметы, которые попадают в поле его зрения. Несколько раз отчетливо назовите вещь, задержитесь рядом с ней, позвольте ребенку внимательно рассмотреть ваши губы и даже залезть пальчиками вам в рот. Сосредоточенность ребенка на артикуляционных движениях – верный признак того, что слово стало предметом его внимания и скоро будет произнесено ребенком.

Когда малыш немного подрастет, ему будут интересны следующие игры:

«Дуем на перышки». Для этого занятия вам понадобится несколько перышек. Подвесьте их на нитках и покажите ребенку, как нужно на них дуть. От дуновения перышки начинают плавно покачиваться. Сила вдоха должна быть небольшой, а выдох – непрерывным и долгим. Попросите малыша повторить за вами и тоже подуть на перышки. С помощью этого, простого на первый взгляд, действия тренируется артикуляционный аппарат, а ребенок учится управлять работой мелких мышц. Подобным образом можно пускать «облака» из пены во время купания, задувать свечу, надувать паруса игрушечных корабликов, дуть на одуванчики и проч.

«Разговор игрушек». В игре участвуют небольшая игрушечная машинка и мышонок. Взрослый участник игры должен рассказать малышу, как говорят мышка и машинка: «Мышка пищит тоненько – пи-пи-пи, а машинка сигналит бип-бип!». Разыграйте диалог, то есть пищите и «бибикайте» в течении десяти – пятнадцати секунд, а затем, убедившись, что ребенок запомнил «речь» игрушек, спросите: «Как говорит мышка? А машинка?» Получив ответ, проиграйте диалог по ролям. Подобный сценарий подойдет для озвучивания, к примеру, жука (ж-ж-ж) и комарика (з-з-з), барашка (бе-бе-бе) и козочки (ме-ме-ме), паровозика (ту-ту-ту) и дудочки (ду-ду-ду) или других игрушек – все зависит от вашей фантазии. Такие игры обучают ребенка звукоподражанию, способствуют становлению игровой деятельности малыша.

«Гласные звуки». Существует множество вариантов игр для развития произношения гласных звуков. Например, можно предложить малышу покачать куклу «А-а-а-а!» или в ветреную погоду послушать как гудит за окном «У-у-у-у». Предложите кому-нибудь из домочадцев заблудиться в соседней комнате и громко прокричать «Ау!». Скажите малышу, что бабушка (или другой член семьи) потерялась и зовет его и попросите в свою очередь позвать бабушку. Бурно порадуйтесь, когда «пропажа» отыщется.

Почему ребенок не разговаривает

Если ребенок в два года не разговаривает, то, скорее всего, у него сформировалась негативная установка, связанная с процессом говорения. Это печально, ведь изначально с речью у ребенка связаны только положительные эмоции. Голос становится одной из игрушек малыша, едва научившись гулить, он будет произносить один и тот же звук множество раз, просто наслаждаясь процессом.

Что еще печальнее – негативные установки, связанные с речью, у малыша формирует его ближайшее окружение. Другими словами, речь для ребенка из удовольствия превращается в тяжелую повинность, от которой он начинает небезуспешно увиливать. И первая задача родителей, задумавшихся над тем, как научить ребенка говорить, это создать положительный эмоциональный фон и потребность в речевом общении.

Как создать потребность в речевом общении

  • никогда не кричите на ребенка и не кричите в его присутствии на членов семьи. Малыш должен слышать только ласковые слова, мягкую размеренную речь. Пусть он видит, что домашние обмениваются информацией, эмоциями и получают от этого удовольствие;
  • создайте потребность в назывании предметов. Малыш вполне успешно общается и без слов – мама, папа, бабушки и дедушки его прекрасно понимают. У ребенка не появится стимула к говорению, его все время отвечать за него и понимать его с полувзгляда.
    Рассказ одного папы. «Алеше было уже два года и разговаривал он так… не очень. Жена все понимала, я – нет. И вот как-то сижу, читаю газету. Подходит сын. «Сяюдяй!». Я: «Что-что?». Сын: «Сяюдяй!». Я: «Не понимаю. Чаю дать?». Вижу- напрягся. Сильно напрягся, даже покраснел и выдает: «Папа! Сало дай!».
  • звуковое окружение ребенка должно быть насыщено речью. Проговаривайте каждое свое действие и действие малыша. При этом старайтесь пользоваться простыми фразами: «Миша идет на прогулку», «Маша кушает суп», «Мама моет посуду».
  • разговаривайте с малышом на те темы, которые находят у него живой отклик и будут ему интересны.
  • будьте внимательны и предоставляйте ребенку возможность что-то сказать, если заметите такую потребность.

Игры для детей 2 – 3 лет на развитие речи

«Во дворе». Для этой игры Вам понадобятся игрушечные петушок, курочка, уточка, кошка и корова. Выразительно прочитайте малышу стихотворение А. Барто «Ку-ка-ре-ку» Кур стерегу…», показывая ребенку соответствующие игрушки. Затем задайте малышу вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как курочка крякает?». Это игра развивает речевой слух и способность к звукоподражанию.

«Собачка лает». Возьмите двух игрушечных собачек. Познакомьте с ними малыша, покажите, как лает маленькая собачка (тихонько «Аф-аф») и большая (громко, широко раскрывая рот «Гав-гав!»). Ребенок вместе с Вами, а потом и самостоятельно должен повторить, как лают собачки. Затем обе или одна собачка начинает совершать какие-либо неправильные действия: пытается залезть в шапку или ящик стола, прыгает, «крадет» конфеты. Вам необходимо погрозить собаке пальцем и грозно сказать «Фу-фу, нельзя!». Когда собачка снова «совершает» свои действия, повторите запрет вместе с малышом и предоставьте ему возможность сказать «фу» самому. Эта игра укрепляет артикуляционный и голосовой аппарат малыша, обучает контролю за громкостью голоса, закрепляет произношение трудного для детей звука «ф».

«Расскажи сказку». Для этой игры понадобится книга с хорошо знакомой ребенку сказкой, например, «Репка» или «Колобок». Попробуйте вместе с малышом пересказать сказку начиная с конца или рассказывайте сказку, прерывая ее вопросами. «А Колобок что запел? – Песенку. – Только начал он петь, а лиса его… Что? – Ам! – Ам! И съела!». Интересны малышу будут книги, где текст прерывается рисунком, например: «Заяц сидел под (рисунок елочки). Мимо бежит (изображение волка)» и т.д. Такие тексты можно изготовить самостоятельно или с помощью ребенка.

Рассказ одной мамы. «Купаю дочь (2,5). Дочь стоит вся в пене и голосит (соседи нас очень любят, да): - Деда, иди к ляле! Лялю моют! Ляле мокро! Мама моет лялю! (и заключительный аккорд, исполняется с трагическим надрывом) Мама, не мой лялю! Лялю не мой!». /blockquote>
Поделиться:


Другие статьи по теме:

Еще статьи...

Присоединиться Вконтакте

© 2006-2017 www.happy-kids.ru

обратная связь | карта сайта

Переключиться на полную версию сайта